Операторы связи смогут нести ответственность за ущерб из-за действий мошенников в 2025 году!
Сегодня обсуждаем инициативу, которая предполагает обязать операторов связи нести ответственность за ущерб, причинённый гражданам мошенниками. В Минцифры России к этому предложению обратились представители банковского сообщества совместно с Национальным советом финансового рынка (НСФР).
Идея заключается в том, чтобы распределить ответственность за мошеннические действия между банками и операторами связи и наладить более эффективное взаимодействие между ними. В настоящее время банки несут ответственность за кражу денег у граждан, а операторы связи практически не отвечают за мошеннические схемы, при этом повышая стоимость своих услуг и увеличивая доходы. Многие операторы за последние годы значительно подняли тарифы, зачастую без объективных причин.
На практике, если человек стал жертвой мошенников, операторы связи зачастую не несут никакой ответственности. В результате, пострадавшие остаются один на один с проблемой.
Что предлагается изменить?
Планируется обязать операторов связи проводить мероприятия по выявлению подозрительных звонков и сообщений, а при необходимости — уведомлять кредитные организации о возможных мошеннических схемах. Критерии определения мошенничества должны установить Правительство РФ.
Основная цель инициативы — обеспечить, чтобы при получении информации о подозрительном номере от оператора, банк был обязан компенсировать ущерб клиенту. Также, если оператор не передал своевременно информацию в кредитное учреждение, ответственность за выплату компенсации ложится на него.
На начальном этапе предполагается тестировать такую практику для крупных операторов и системно значимых банков. Это должно снизить технологические и финансовые риски для небольших компаний, которые сегодня не готовы нести такую ответственность.
Для организации взаимодействия предлагается заключать прямые договоры между банками и операторами связи, чтобы обмениваться информацией о подозрительных звонках и сообщениях.
Какие сложности есть?
На сегодняшний день отсутствуют эффективные механизмы выявления мошеннических звонков. Большинство существующих приложений по блокировке и определению звонков работают недостаточно хорошо, зачастую требуют платной подписки, а их эффективность очень низка. Анализировать звонки и точно определить, мошеннический ли это вызов, практически невозможно заранее. Технически это требует внедрения современных IT-решений и технологий.
Кроме того, операторы связи заявляют, что не готовы нести финансовую ответственность за действия мошенников. Они считают, что ответственность за мошенничество должна лежать на злоумышленниках, а не на них.
Заключение
С одной стороны, инициатива понятна и полезна — она направлена на защиту граждан. С другой — её реализация сталкивается с трудностями. Необходимо не только определить ответственность, но и создать действенные механизмы выявления мошенничества и пресечения преступных схем на ранних стадиях. В противном случае, большинство мер по противодействию мошенничеству остаются неэффективными.
Например, портал «Госуслуги» легко взламывается, а полученные злоумышленниками сведения используют для дальнейших преступных действий. Поэтому важнее не только вводить ответственность, а совершенствовать системы безопасности и защиты граждан, особенно в интернете, где даже двухфакторная авторизация не гарантирует полной защиты.
Также необходимо помнить, что многие люди сами становятся жертвами мошенников из-за своей неосмотрительности или глупости, переводя деньги или передавая имущество по доверенности. Перекладывать всю ответственность на других неправильно — важно сохранять бдительность и осознавать свои действия.
На сегодня существует множество инструкций и рекомендаций по защите от мошенничества, однако большинство людей задумываются о безопасности только после потери денег или имущества. В случае попадания в мошенническую схему, необходимо немедленно обращаться в правоохранительные органы, блокировать карты и счета, а также предпринимать все возможные законные меры для защиты своих интересов.
Для записи на бесплатную консультацию переходите по ссылке ниже или звоните:
Наш адрес: г. Набережные Челны, ТЦ "Палитра" 6 этаж, офис 23 и 30